Ну, что же? Это было сильно. Я совершенно не собиралась смотреть: не мой жанр, не моя тематика, не моя история. Меня пугало разумеющееся обилие трупов, крови, грязи, игорный бизнес. И, естественно, главная роль, исполненная А.Ниловым, у которого ничего достойного (субъективно) со времён первых «улиц» (в «операх» и «литейном» она продолжалась и продолжалась с переменным успехом, иногда проваливаясь окончательно, иногда выкарабкиваясь до «неплохо») не было.
Так вот, за роль Космонавта я готова похлопать актёру от души и даже стоя. Да, всё срослось, это было прямо хорошо. Бесконечно нервно, на грани, порой до отвращения, но всё случилось. Он, при всей своей нестабильности, вот в этом «разрывании души на части» целен и он настоящий, без прикрас, и без провалов в повествовании.
Я даже смогла разглядеть потрясающей красоты глаза: такие серо-голубые, до странности детские, живые, совсем не подходящие такому герою и, наоборот, очень для него, потому что Юрий Алексеевич так и не вырос, он – ребёнок, он всё ещё там, в детстве. И вот весь фильм он пытается соединить, примирить эти два «я», мучается, страдает, срывается на всех вокруг, но любит и ценит «настоящее», действительно важное, бережёт. И пусть всё это по-детски, эгоистично и непоследовательно.
И женщина рядом – действительно половина, жена. Спасибо создателям сериала, что она – не тупая блондинка, которой «награждают» подробного героя обычно. Лера на самом деле его женщина, они действительно стыкуются, они – целое, единое. Оттого и страшно так и нервно. Юрий пытается убежать, отделить себя от неё, выйти из-под этой власти, но бежать-то некуда, без неё плохо, тоскливо, холодно, неправильно, никак, никуда. Они вместе, даже если врозь. И всё! Так есть!
И всё же главный герой для меня не Сергеев, нет, всё держится на Капитане. Это что-то невероятное, гипнотическое «обаяние зла», хочется смотреть бесконечно, ещё и ещё. Когда в кадре М.Дахненко (здесь ли, где-либо ещё, в любой его работе на экране), всё остальное просто меркнет. И не зря в 24 сериях столько пауз и взглядов, поворотов головы, жестов – в них больше информативности, чем в диалогах. Капитан холоден, безжалостен, порой жесток. Но он зеркально противоположен: заботлив, предупредителен, любящий сын и отец, надёжный мужчина, за спину которого можно спрятаться. Это трогательно и необычно, не сопливое, слабое, паталогическое (а ведь часто бывает именно так: со всеми «граф», а с мамой забитый «маменькин сынок», слабак, слюнтяй с заискивающим взглядом, вот и выходит самый настоящий «ГлавГад»).
Огромная, нечеловеческая работа актёра в том, что, при достойной съёмочной группе и сценарии, этой работы нигде не видно, такое впечатление, что он вот такой настоящий, в жизни, за пределами экрана.
• Капитан действительно неподдельно любит мать и дочь (настоящей мужской любовью), и не стесняется этого, интересуется их жизнью, светится изнутри.
• Момент смерти матери отыгран 100%, вот так именно: молча, без надрыва внешнего, без рыданий и проклятий (так, что просто у самой остановилось сердце, настоящее горе, ни в чём не переиграл).
• Капитан действительно заботится о близких людях: старается понять и, что немаловажно, принять сестру, любить такой, какая она есть, хотя это сложно, Ирину действительно хочется задушить (за что спасибо актрисе М.Жигановой, хорошее воплощение).
• Момент последнего разговора с Кариной, когда уже всё рушится, очень показателен: нет, нельзя впутывать её во всё это, уберечь, вывести из-под удара, разрубить узел, чтобы развязать руки, так действительно лучше, так правильно (и это тоже плюсик в корзину героя).
Карина (К.Дасарская), по сюжету, очень неглупая девушка. По-хорошему, она должна понять, когда остынет, что всё не просто так. Но мне актёрски не хватило ничего, вышло так заурядно, что даже обидно. В паре с Капитаном она просто меркнет, блекнет, гаснет. Да и красавицей (а по сюжету это именно так, мужики бошки-то сворачивают) не назовёшь: ни внешне, ни по-женски.
Отдельная тема – дружба Капитана и Космонавта. Вот она во всей красе: мужская дружба, по всем законам жанра. Должна признать (и это впервые!!!), что за весь сериал ни в одном моменте она не зашаталась, не треснула, не поставлена под сомнение. Это монолит, глыба, скала. И даже эта последняя сцена не выглядит глупой, наигранной (а ведь изначально, сама по себе такая какая-то фальшивая, очень сериальная, вот тут-то точно всё должно было превратиться в фарс), даже логичной, понятной, должной. Всё однажды должно было закончиться вот так, никак по-другому, да и не конец ещё, совсем не конец.
В отличие от остальных, о следующем герое даже упоминать не хочется (но придётся, главный же). Борзов на фоне остальных и сам по себе – маленький, гаденький приспособленец. Причём, до этой встречи на мосту с Ткачёвым, всё выглядит более-менее логично и не так грязно: ну хочется парню получить всё, сразу и быстро, без всяких моральных ломок, вот и идёт он уверено по головам в своих интересах, голая жажда наживы, и всё. Ну с кем не бывает-то? И тут нежданчик: оказывается всё было срежиссировано, и мотив «высокий»…
Нет, нет, нет! Не верю!!! То ли бездарно сыграно актёром Губановым, то ли плохо поставлено. И глазки-то бегают, и нравится всё Борзову, затянуло мальчика. И так я болела за то, чтобы ничего не вышло, настолько омерзителен получился герой. А концовка, она такая правильная, логичная: предал себя и остался на обочине, ни с чем.
Не искрит и «любовь» с Самодельской (фамилия-то какая!). По сценарию же предполагалась именно она, настоящая, чистая, «вечная», внезапная. Но со стороны всё настолько фальшиво, что даже говорить не о чем. Поначалу, по привычке, подумала, что это такая «оперативная комбинация», как и с остальными, на одну ночь, ради информации или ещё чего (а где-то там, далеко, в деревне Жучкино, ждёт его настоящая к косой в пояс и глазами василькового цвета, пока он тут ведёт неравный бой с целым бабским батальоном, смотрит в окошко с тоской на дорожку и поглаживает рукой ордена да медали, тяжело вздыхая). Но сценарий-то явно предполагал «любоф» до гроба. Даже страдания после смерти «любимой» не отыграны актёром даже на четверть. Так, псевдо…
К актрисе Рокотовой нет вопросов, она свою «блондинку» сделала. Лена совсем не дура, но до Валерии ей далеко. Зрительски для меня всё сошлось. Борзовым ей нравится владеть, но серьёзного ничего не планировалось явно. Слушать кого-то и подчиняться она не привыкла, но, если бы сильный мужчина рядом… к Борзову это не относится.
В общем, сериал обладает странной притягательностью: это хочется смотреть, местами пересматривать. При этом полярность героев по сюжету меняется: чёрное кажется белым, белое чёрным. Специально это, нет ли, неизвестно. Всё совсем не однозначно, есть над чем подумать, есть из чего делать выводы.
9 из 10. Браво! Хлопаю стоя!
P.S. Очень хочется надеяться, что продолжения не снимут. Было классно, но больше не надо.