Отличная экранизация Сноу. Удалось даже перенести время действия из 30-х годов в 1970-е. И сделать это очень органично. Замечательные сельские пейзажы советской Латвии, снятые умело и красиво, плюс отличная труппа советских латышских (Паукштелло и Яковлев), русских (Крюков и Вертинская), литовских (Барчас), эстонских (Киийск и Ульфсак) актёров. Музыка Раймонда Паулса к месту всё это дополняет. В роли сержанта Брамла – советский эстонский режиссёр Калье Кийск, поставивший в начале 60-х отличную спортивную комедию про мотогонки: «Озорные повороты», снятую на лучшей в тот момент в СССР мототрассе в Пирите.
Перед нами яркий случай того, что книжное произведение намного выигрывает перед её же экранизацией. Обычно люди жалуются на то, что характеры показаны в фильмах не так, или темперамент не тот. Другими словами, у каждого в голове есть свое представление. Да и формат книги совершенно другой, нежели кино. Это, разумеется, понятно. Но в книге самое приятное было как раз в монологах Финбоу. Он пояснял, почему те или иные люди ведут себя так. Вот это было интересно. Фильм же получился какой-то разорванный. Такое ощущение сложилось, что взяли основные моменты и хотели одновременно всё и показать. Получилось же довольно хаотично. Есть фильмы, которые сняты по романам и детективам, но они хороши. Конечно, они не могут заменить книг, но имеют право на достойное существование. В этом же фильме, акценты были поставлены не на то, что было интересно в первую очередь. Интересен не пересказ, хочется оригинальности, прелести диалогов и размышлений. Вот это главное.
Конечно, я прочитал книгу буквально до просмотра сериала и оказался заложником в плане мыслей. Ведь я уже не наслаждался просмотром, а больше анализировал соответствие или расхождение между книгой и кино. На счет характеров, опять же, конечно, они в книге прописаны детально, а в кино слишком просты. Даже мотивы убийства мы не узнаем, почему и для чего. Так что для меня кино очень проиграло.
В кино даже сержанта мы видим совершенно бездарным существом в плане расследования, в книге же даются пояснения на этот счет. Там есть причина, своя логика. А не так, что глупый сержант трудится в полиции. Да такого быстро выкинули бы.
Да и раз фильм снимают, то раз нет возможности донести все через диалоги, то хоть зрелищные эпизоды делать надо. Даже каскадеров не захотели в один из ключевых моментов вставить…
Актеров винить не могу, но вот режиссер должен был видеть картину, и он оставил работу сырой и недоделанной. Нет гармонии в фильме, даже первая часть по сравнению со второй смотрится лучше. Это заметно. Конечно, актеры не только хороши, но и удачно подобраны, спору нет, хорошие декорации и одежды. Но о главном забыли…
Так что, если вы читали книгу, то, вероятно, кино уже вам не так понравится.