Очень тяжёлая психологическая драма времён зарождения фашизма в Германии. Лично мне она очень понравилась. Проект насыщен смысловыми фрагментами, требующими вдумчивости и размышления.
Главный персонаж — это бывший грузчик Франц Биберкопф, отбывающий срок за убийство девушки Иды, которую он же и любил. Это был несчастный случай, поэтому он и не любит об этом вспоминать. Самое интересное начинается, когда Франц выходит на свободу. Тут он сталкивается со странным явлением. В тюрьме было понятно, почему с ним не общались люди. Там это просто не возможно. Но теперь, на свободе, он видит, что никто не хочет иметь с ним дела. По мнению Франца, истинное наказание за его преступление — пребывать в полном одиночестве, находясь среди людей.
На мой взгляд, это один из сильных моментов, направленных на то, чтобы мы задумывались о последствиях своих поступков. Но ещё очень хорошо создатели проекта отобразили губительные последствия страха перед потерей хоть какого-то человеческого внимания. Очень жалко было смотреть на то, как легко Франц попал в зависимость к негодяю Райнгольду, который, выдавая себя за друга, попросту использует и постепенно уничтожает Биберкопфа как личность.
Не знаю, может для кого-то здесь нет никакого другого смысла, но мне в отношении Райнгольда к Францу видится процесс зарождения фашизма. Ведь точно так нацистские вожди «приласкали» своим вниманием обескураженный после первой мировой войны народ, а потом имели с него, что хотели. Финал этого проекта страшный — Франц попадает в психиатрическую больницу, где его сознание всё больше и больше погружается во тьму.
Это отличный многосерийный фильм. Особенно подойдёт тем, кто любит анализировать то, что видит, и, сопоставляя факты, находить смысл того, что хочет сказать автор.
Я слышала, что режиссер киноленты хотел, чтобы его произведение однажды транслировалось без перерывов. Представляете, нашлись люди, которые смотрели многосерийный фильм 15 с половиной часов подряд и посчитали, что это было самым сильным потрясением в их жизни. Наверное - это лучшая похвала автору.
Но если Вы никогда не интересовались историей Европы 30-х годов прошлого века, причинами появления фашизма, если Вы не любитель психологических драм – скорее всего это будет непонятный для Вас проект. Так, к сожалению, случилось со мной. Для меня это был очень сложный просмотр. Потому что я не люблю «тяжелое» психологическое кино. Но могу отметить прекрасную операторскую работу.
Завязка сюжета - это выход из тюрьмы берлинского грузчика Франца, который отсидел 4 года за случайное убийство своей невесты Иды. Этот физически сильный мужчина теряется на улицах Берлина, он вынес свой страх из стен тюрьмы. Снова и снова обещает он себе вернуться к честной жизни, но опять мостит собственную дорогу в ад.
Главной причиной падения Франца Биберкопфа становится его слепое доверие к «лучшему другу» Рaйнгольду. Это почти дьявольская фигура в многосерийном фильме, он неистовый бисексуал, ревнив и разрушает всё, что дорого Францу. В итоге убивает его подругу Мицци. А Франц жалок и зависим от этого «злого гения».
В конце Франц попадает в психиатрическую клинику, и последняя серия - это двухчасовой водоворот его сознания, которое бесконечно прокручивает историю его жизни, с каждым разом спускаясь в более жуткую бездну его души.
«Берлин, Александерплац» - работа гения, но не о красоте, а о разрушении человеческого сердца, большого города, о неравной борьбе маленького человека с большим агрессивным городом, о его грязи и равнодушии, о зарождении фашизма.