Странное дело, но «Назначение» с Андреем Мироновым прошел мимо меня! Наткнулась на него совершенно случайно. Для 1980 года эта картина была чем-то исключительным. Советский менталитет просто не мог впитать и осмыслить показанную историю. Для старшего поколения он был излишне приемным, но этого нельзя сказать в моем случае. Всего 80 минут, но меня затянула эта нежная история.
Героем здесь становится бесхребетный и слабый человек. Он никак не может быть связан с руководящей, требующей жесткости, должности. Человек-кремень – вот кто тут должен быть. Но в этом случае речь идет о безотказном тюфяке. И этот самый тюфяк не знает, что есть здоровые отношения в рабочей среде. Как найти баланс между строгостью и требовательностью, но при этом не перегнуть палку, чтобы не превратиться в диктатора?
Но не только этим сейчас «болеет» наше поколение. Большинство считает, что это дурной тон, когда к тебе обращаются за помощью. Ведь этим можно ранить, оскорбить. Зная такую тенденцию, некоторые этим иногда пользуются. Это же чистая правда, поймите! Поэтому к герою Миронова прицепляются множество людей-пиявок. И эти пиявки пьют соки из него. Они умело обрабатывают вот таких бесхребетных особей. Замечательный пример и для психологии, особенно при иллюстрации потребительских взаимоотношений. Есть здесь что-то такое, что можно встретить и у Гоголя. Хочется и смеяться, и в то же время плакать.
Необычные амплуа у сыгравших актеров. Яркий и энергичный Андрей Миронов играет здесь «серую мышь». Затаив дыхание, я смотрела на Ирину Купченко, ловя каждый ее жест и слово. Она такая внезапная и уморительная! Да, картина на любителя. Не каждый обыватель сможет проникнуться ее духом и оценить. Но глубина и осмысленность сюжета невольно заставляет задуматься.