Замечательная экранизация произведения Лескова. Всем любителям русской классической литературы придется по вкусу. В сериале представлены и любовь, и преступление, и жажда наживы, и подлость, и философские беседы - фильм полноценен и многогранен, игра актеров не вызывает вопросов. Кроме разве что манеры говорить Ирины Розановой, коробит то, что она делает паузы не там, где это логически и грамматически требуется. Что касается персонажей. ДЛя меня сложно назвать кого-то главным, а кого-то второстепенным. Каждый персонаж интересен и не однобок. Глафира - вроде бы злодейка, замыслившая убить старого мужа, подобравшего ее после таскания за всякими "борцунами с системой", однако и к ней можно почувствоать жалость, ведь ее соблазнил и пустил по рукам Горданов, этакий бравирующий своей причастностью к каким-то тайным обществам, но на поверку оказывающийся обычным подлецом. Висленев - глупый юродивый балабол, попрошайка и беспринципное существо. Лара - расчетливая самка. Форов - хоть и доброй души человек, но алкаш. Его жена - уж слишком любит своих племянников, особо не заслуживающих любви. А вот Андрей и Александра - они получились какие-то бесцветные, их путались изобразить слишком положительными. Но Андрей - ни рыба, ни мясо, со своими вдолбленными принципами не знает с какого боку подступиться к девушке, да и потом собственной жене тоже. Линия Александры и ее пожилого мужа тоже какя-то не жизненная. Муж знает о ее любви к другому и благословляет их. Не, ну может такое и бывает, на то это и художественное произведение. На мой взгляд, Глафира получила то, что заслужила, и Ропшин оказался той самой темной лошадкой, которая в итоге выхватила самый главный куш, добившись своего. Сериал очень хорорш, всем рекомендую его к просмотру.
Менее всего из русских классиков девятнадцатого столетия с экранизациями везло Лескову. Из немалого литературного наследия были выбраны всего лишь несколько произведений литератора, да и те не отличались какой-то изобретательностью или оригинальностью. Обидно еще и то, что та стихия русской жизни, которую описывал Лесков, настолько пестра, что ее экранизация могла бы стать достойной и очень стильной, такой, которая смотрелась бы на экране интересно и увлекательно. Практически произведения этого классика смотрелись настоящими сценариями для сериалов, полные анекдотов, шуток и ярких, колоритных персонажей.
Один из немногих, кто взялся за экранизацию творений Лескова, стал Александр Орлов. Успех такому фильму был предопределен даже, если бы режиссерская работа не отличалась своим высоким качеством. Очень удачно был также выбран и момент – работа над фильмом и его выход на экраны создатели смогли втиснуть в довольно небольшой временной промежуток, когда либеральными реформами были охвачены многие районные центры.
Для того чтобы произведения Лескова сверкнули всеми своими гранями был выбран 1998 год. И именно это еще благосклонно подействовало на сериал – он вышел не удивление идеологическим и «лесковским» по духу. К тому же, он стал современным по звучанию.
Собственно, неприятие Лескова современниками (в частности, его «консерватизма») не давало на протяжении многих лет снимать полноценные фильмы на основе его рассказов. Но именно Орлов решил сломать все стереотипы и в своем фильме он с гениальной четкостью обозначил сразу две вещи, которые очевидно характеризуют Лескова и историю в целом. При этом он вовсе не вышел за рамки дозволенного и показал, что сам Лесков являлся действительно гениальным литератором, показывающим не только разоблачение революционеров, а некоторую «накипь», которая сопровождает либеральное движение, мошенничество и нигилизм.
Цели самой лучей иллюстрации этих двух мыслей в фильме служит практически все, начиная от выборочных модификаций и некоторых сокращений сюжета книг (в частности, исключена вся «петербургская линия», которая разыгрывается в демократическом логове), и заканчивая подбором актеров, играющих главные роли. Фактурность и оригинальность всей персонажной «накипи» - Горданова (Добрынина), Висленева (Виноградова), а также блистательной Глафиры (Майоровой) более чем уравновешена у Орлова обаянием сил почвенных (просто великолепно сыгранный Феклистовым отец Евангел, который буквально перекочевал к Акунину под именем владыки Митрофания, Капитан Форов – его сыграл Владимир Иванов, Помещик Водопьянов – Дмитрий Назаров, бывший крепостной Сид, а также матушка Форова и генеральша Синтянина).
Следует отметить, что вся эта сознательно выбранная оторванность героев от самой родной, питающей живыми и в то же самое время нравственными соками полной почвы, их бесцельное бесовство и неприкаянность, шатание – все это пока не прибрала к рукам ушлая немчура. У Орлова, который также выступил в фильме сценаристом, все это поставлено в самый центр сюжета фильма, смотрится очень интересно и по-своему стильно.
Таким образом, можно говорить о том, что Орлову, как режиссеру, удалось вычитать собственно самого Лескова из не самого лесковского, несовершенного и рыхлого, написанного для Каткова фельетонного текста.
Режиссер не только бережно сохранил, но и в некоторых случаях повысил накал эпизодов, выписал их просто мастерски, довел до совершенства. Внушения отца Евангела буквально пробивают до слез, особенно, когда он рассказывает их Висленеву, презирающему Россию.
Кроме того, именно Евангел постоянно всем напоминает, что природа родной земли является настоящей аптекой, которая растет буквально под ногами. К тому же, очень эффектно смотрится прощание Глафиры с ее мужем, который же по ее вине и с ее подачи был убит. В то же время, интересно смотрится примирение женщины с ее дворовым Сидом, различные нежные песнопения, монахи, черницы и даже тайная полиция. Интересен по-своему и Водопьянов – сумасшедший бедуин, бредни которого подозрительно напоминают самые настоящие пророчества. Удивительно смотрится поединок Третьего отделения с Гордановым, разговор генеральши с Подохеровым, который происходит у Аленушкиного пруда под разлапистыми елями.
Фильм довольно скромен и целомудрен визуально, но в то же время картина чем-то напоминает одновременно Крамского и Борисова-Мусатова, Щедрина и Брюллова. К тому же, все действо на экране дополняется качественной и продуманной музыкой Мартынова, которая всегда вставлена уместно.
Хотелось бы, чтобы и современные режиссеры не забывали о Лескове, использовали его творения и образы для создания фильмов. В частности, хотелось бы увидеть на больших экранах вершину творчества литератора – «Соборяне», момент для создания которого более чем подходящий.