Посмотрела новый израильский сериал «Предатель»/Traitor, режиссер Асаф Полонский, 2022. Этот мини-сериал рассказывает историю захвата самолета, который расследует специальное подразделение, причем к расследованию привлекают и недавно ослепшего в связи с нападением офицера разведки Йонатана Джорджи (Лиор Ашкенази), у которого в этом самолете находятся жена и два сына. Ему в помощь дают молодого стажера. Самолет, следовавший рейсом из Тель-Авива в Индию, на полпути вдруг бесследно исчезает с радаров. Мы видим и то, как ведется расследование, и то, что делается в это время с самолетом и его пассажирами. Наблюдая за событиями, которые я не буду рассказывать, мы понимаем, что тут речь идет не об одном предателе, их там явно не один. Йонатан в конце концов распутает весь клубок и найдет главного предателя, но конец не очень ясный, мы не знаем, удастся ли ему найти свою жену, которую вроде бы похитил главный предатель. А события развиваются так, что спросить у него уже не будет возможности. Будем надеяться, что удастся, или авторы задумали второй сезон?
Добротно снятая и очень реалистичная вещь. Я не стану рассматривать сам сюжет - не хочу спойлерить и лишать зрителей удовольствия самим открыть для себя этот сериал. Хочу поговорить о подоплеке сериала.
Израильские сериалы невозможно рассматривать вне реалий этой маленькой страны. Известное выражение - "глобус Израиля" при знакомстве со страной перестает казаться гиперболой. Дело в том, что в Израиль стекаются ручейки еврейских общин буквально всех стран мира. А по дороге они насыщаются культурой, традициями и идеологией этих стран. "Русские" евреи - тяготеют к власти правых, к сильной руке, в каком-то смысле даже к диктатуре. (разумеется, речь не идёт о втором - третьем поколении репатриантов, которые уже в большей степени израильтяне, а не "русские", "поляки" или "марроканцы"). Выходцы из стран Магриба для неопытного глаза практически ничем не отличаются от арабов. А вот ядром израильской культуры стали выходцы из европейских стран: евреи Восточной Европы, Германии, англоязычных стран. И вместе с внешним видом и культурным кодом они принесли с собой родовую травму вины европейской цивилизации перед автохтонным населением. В современном Израиле тон в искусстве и СМИ задают левые и ультра-левые европейцы - профессура престижных университетов, деятели театра, кино и телевидения. Для них, как и для армии их сторонников, вина евреев перед арабами - это аксиома. Как следствие - большая часть израильской молодежи, особенно образованной, оказывается в мучительном раздрае между идеалами и реальностью. Кроме того, не стоит забывать и уроки Холокоста. Для еврейской интеллигенции кажется невыносимой даже мысль о том, что евреи, сами ставшие жертвами захватчиков, могут быть оккупантами, мучителями другого народа. Именно об этом и этот сериал. Он о рефлексии целого народа. воплощённой в героях сериала. Для большей половины еврейского населения Израиля эти рефлексии чужды. Для них вопрос стоит просто: либо мы, как бы это не было прискорбно, держим палестинцев в узде, либо они вырезают нас поголовно. К великому сожалению, с этой позицией сложно спорить. Как нельзя отрицать и то, что Израиль насильно удерживает территорию палестинской автономии под своим контролем. И эта сложнейшая проблема - два народа, претендующие на одну землю - выплескивается на головы молодых ребят, солдат, которые жертвуют своими жизнями, защищая жизни мирных жителей Израиля и неминуемо забирают жизни других таких же ребят, которые мечтают о свободе и возвращении всей территории "от реки до моря" арабскому народу. И, вопреки мнению ультраправых критиков, отлично, что израильские сериалы показывают всю эту мучительную дихотомию, как она есть. Возможно, с изрядным перегибом в сторону палестинцев. Ведь если таких сериалов не будет, если не будет культурной оппозиции, израильтяне перестанут ощущать чужую боль, как свою. И тогда Израиль действительно может превратиться в государство апартеида.
Предатель - это прежде всего история о том выборе, которым мы совершаем сердцем. Он может быть верным, а может быть и ошибочным. Но иногда наступает момент, когда сделать его - необходимо. Даже сознавая, что для одной из сторон ( а то и для обоих) ты станешь предателем.