Итак, сегодня вышла финальная серия "Цикад" и можно уже судить о сериале не по отрывочным рваным фрагментам, которые выдавались посерийно, а как о чем-то целом. Есть о чем, как мне кажется. Режиссер Евгений Стычкин, исполнивший одну из центральных ролей, замахнулся, не побоюсь пафосного слова, на манифест. Именно в финальной серии это становится понятно. Но обо всем по порядку. Перед нами разворачивается неясная поначалу драма. Школьный стрелок? Травля? Буллинг, запустивший цепочку роковых событий? Старшеклассники столичной мажорской школы приходят по очереди на допрос к следователю. Из вопросов неясно, что стряслось, неясно почему, но тревога нарастает с каждым новым фрагментом. Каждый эпизод начинается с детской травмы отдельно взятого ученика, с его персонального, очень давнего, но все еще очень страшного скелета в шкафу. Суицид матери, родительское достигаторство, родительский же абъюз, равнодушие - все эти посеянные ветра принесут в финале бурю с непоправимыми последствиями. Неисполненный долг перед детьми ляжет на их судьбы страшным грузом, насилие породит насилие. Нам расскажут много историй, непохожих, казалось бы, однако, то, как они сойдутся в общей кульминации, случайностью быть не может. Внешнее благополучие не спасет от проблем, а наоборот, усугубит их и возведет в степень, обеспечив преступление местом действия, орудием убийства, жертвами и свидетелями. Поначалу, не ощутив глубины, можно вполне решить, что это очередные "богатые тоже плачут" про тех, кто плачет в порше. Но постепенно понимаешь, что антураж с филиппинской прислугой и кабриолетом на день 18-летия,вечеринка на рублевке и оргия старшеклассников с проститутками, оплаченная отцом одного из них - все ж таки антураж. Речь не о том. Смешно, но параллельно как-то получилось пересмотреть старый советский фильм "Вам и не снилось" и если убрать приметы времени и демонстрацию изобилия современности, то можно с удивлением заметить что "Цикады" о том же. О том, как трудно любить в юности. О том, как просто совершить непоправимую ошибку. О том, что родители бывают трагически неправы. О том, как легко можно сломать человеческую жизнь. Родители во все времена смотрели на детей как на собственность. Как на что-то данное во владение навсегда. Это в "Цикадах" особенно остро показано на конфликте матери - директоре школы и ее взрослой дочери, психологе той же школы. Не видеть того, что твой ребенок повзрослел и должен жить свою жизнь сам, без твоего грубого и токсичного вмешательства это, быть может, самый тяжкий родительский грех. Надо уметь вовремя остановиться. Не навредить, не растоптать личность. Отпустить. Но если вернуться к героям сериала школьного возраста, то можно сказать, что их наоборот, слишком рано выпнули во взрослость, дали порулить слишком мощным транспортом, что привело к катастрофе. Короче, во всем нужно знать меру и держать баланс. А это так сложно. В первой серии мне бросилось в глаза, что всех школьников играют достаточно зрелые актеры, от 23 до 28 лет. Смотрелось неестественно, особенно сцены в бассейне, где мужики с волосатыми спинами и пузами изображали пацанов. Ну мискаст, бывает. Однако, к финалу ближе, подумалось, что это все же специальное режиссерское решение (а Стычкин сам многодетный отец), актерские задачи невероятно сложны и связаны с серьезными испытаниями для психики. Недаром каждая серия предваряется предупреждением о сценах, тяжелых для восприятия. Каждый эпизод немного пододвигает зрителя к полной картине случившегося. Можно в принципе вычислить что произошло и открытием не стало ни имя жертвы, ни имя убийцы. Но откровением стала непроизнесенная речь директрисы на отмененном выпускном. Это тот самый манифест несостоятельности и родительской ответственности. Мы вас воспитали. Мы выпускаем вас в мир. Слова, полные лжи и лицемерия. А по факту, получается, герои, как насекомые, давшие название сериалу, жили 17 лет, чтобы совокупиться и умереть. Вот и вся жизнь. Чудовищно оборвавшаяся в один миг. Последняя сцена между отцом Стычкиным и сыном Верником показалась мне неестественной и вымученной. Никогда такие люди не попросят прощения и не признАют своего родительского провала. Никогда. Будут обвинять всех, особенно детей. Но, наверное, требовалась сцена, дающая надежду, что хоть что-то можно поправить. Но в любом случае, идея обратиться к зрителю, попросить его пристально вглядеться в это страшное зеркало и исправить свои ошибки, пока не поздно, очень хороша. Родителям подростков рекомендую фильм смотреть только целиком. И задавать себе вопросы. И честно себе на них отвечать.
Весь эффект от сериала не просто портит, а убивает то, что пацанов 11-го класса играют взрослые парни старше 22 лет, а самого "несчастного" играет вообще 28-летний Городничий. И это режет глаза. Разница между 18-ю и 24-28-ю годами огромная. Поэтому смотрится нелепо и противно. Даже в пресловутом, всеми обруганном Слове пацана играли в основном действительно пацаны (по возрасту).
Этот шедевр от мелкого Стычкина - нелепая попытка показать, что богатые тоже плачут.. И сам себе выбрал роль крутого богатенького папашки, который пытается быть "своим пацаном" для сына и его компании.
Ну о персонажах вообще доброго слова не скажешь - ни об одном - все до единого отвратительны и не вызывают ни грамма не тоолько симпати, а и сочувствия, что "детки", что родители, что учителя.
Особое смакование режиссер..прости господи.. стычкин.. уделяет групповухе дома у того же стычкина. Этому процессу уделено практически половина одной из серий. Видимо съемочная группа получила максимум удовольствия от процесса.
Смотреть это или не смотреть - дело каждого.
Думаю, что играй в этом сериале действительно ребята и девочки не старше 18 лет, результат был бы другим. И в жизни, и в кино. Тоже скорее всего трагическим, но не выглядел бы столь нелепым. А так получился фильм не о подростках, а о золотой молодежи, которой нечем заняться. Уж лучше посмотрите Слово пацана- причем именно со своими мальчишками. Пользы будет больше. Во всех отношениях.