Я люблю советские фильмы, и считаю, что их стоит обязательно посмотреть молодому поколению, особенно те, которые сняты про войну. Ведь тогда еще были свежи воспоминания о военном времени, и реалии отражались на экранах. Нам, молодому поколению, уже сложно судить о том, что пережил советский народ в те страшные четыре годы, когда оккупанты занимали территории и шли напролом, уверенные в своей победе. Прочитала немало книг советских писателей, описывающих то, какое существование вели жители осажденного города. Одно из произведений, которое произвело сильное впечатление - стала книга, а точнее- книги, автор которых Александр Чаковский – «Блокада». Рекомендую к прочтению, также стоит посмотреть многосерийную картину, снятую по мотивам произведения. Фильм вышел в семидесятые годы.
Зритель переносится в 1941, 1942 годы. Ленинградцы оказываются изолированы от внешнего мира, о том, как они жили в годы блокады и как была организована оборона – рассказывает сюжет. О неудачах не принято говорить, все больше о победах, успехах советской армии. Но не в этот раз, создатель не побоялся рассказать о том, что советская армия оказалась не подготовленной к нападению врага, и поначалу не смогла дать достойный отпор. Допускались промахи, отражающиеся на судьбах простых людей. Оборону города Ленинграда оказалось Ворошилову организовать сложно, он был неспособен сделать это. Фильмы подобного содержания зарубежных кинодеятелей выглядят иначе, они акцентируют внимание зрительской аудитории на личных переживаниях героев. Здесь же мы видим переживания всего народа, которые радеют не за себя лично, они не так страшатся умереть, как страшатся того, что их Родина окажется во власти чужаков- оккупантов. Эти люди шли к победе с лозунгами «За Родину!», «За товарища Сталина!»,за свой город. И в этом не было никакой бравады и напыщенности, действительно такой был менталитет у людей, не было того эгоизма, который сейчас расцвел в обществе пышным цветом.
Считают, что достоинством советских фильмов является передача стратегической обстановки, экскурсы в историю. Этот проект посмотрело двадцать восемь миллионов человек! Какой успех! Какой масштабное кино! Удачные образы мастерски воплощенные замечательными актерами. Поразил меня образ Жукова, в роли которого несравненный Михаил Ульянов! Командиров показывали более лояльными, но здесь Жуков предстал человеком жестким, который однако умеет настраивать на нужный лад, угрозами, самоуверенностью. Жестко, но как же по –другому на войне? Война не время для сантиментов и расшаркиваний.
Во время просмотра муж сказал, что неточность заключается в том, какая демонстрируется техника, что танки, показанные на полях сражений, были приняты в эксплуатацию уже после окончания войны. Но я в таких тонкостях признаться честно- не разбираюсь, далека от техники, мне важнее сама история, чтобы брала за душу, возможность лучше понять и проникнуться тем, что пережили наши бабушки-дедушки, особенно блокада Ленинграда мне близка, потому, что в этом городе жили родственники, ну и немаловажной для меня является игра актеров. А с этим –полный порядок. Кино любопытное, стоящее внимания!
Перед нами типичный сериал позднесоветского типа о ВОВ. Критики отметили, что все его особенности пошли еще от Юрия Озерова, который отличался особым видением происходящего. И наши проекты действительно отличались от зарубежных во многих моментах. Западные проекты типа "Врага у ворот" Жан-Жака Анно, показывают войну в ключе романтически-любовных переживаний с примесью мелодрамы. От такого стиля мы можем совершенно позабыть о том, что на самом деле смотрим. А смотрим мы достаточно самобытный сериал, где почему-то эмоции и чувства выходят на первый план. Но вот почему бы не посмотреть проект, где война выходит на первое место и оказывается центром всего происходящего? Да, хочется увидеть ужасы войны, а не мелодраму. И это нам предоставляют в данном сериале. Герои здесь оказываются схематично обрисованы обыкновенными типажами. Тут лозунги "За Сталина" и "За Родину" слышны не реже, чем многие другие. Существенным плюсом всего сериала является отражение тактики военных лет. Действительно, историческая достоверность привносит некоторый приятный момент в просмотр сериала. Историческая наука всегда была очень капризна к экранизации, а тут, как ни странно, все показано довольно интересно и прилично. В итоге познавательная ценность советских «блокбастеров» (шутка ли первый фильм «Блокада» посмотрело почти 28 млн. человек!) гораздо выше творений Спилберга, Пекинпа и уж тем более Анно (у которого Хрущев отчитывает политруков рот, что демонстрирует непонимание масштабов Сталинградской группировки, целенаправленное или по халатности, не знаю). В картине очень удачно фигурирует образ Жукова. Ульянов отлично исполняет свою роль. Мне кажется ему удалось передать зрителям всю ту особенность характера этого человека. Тот же грубый и настойчивый характер, та же высокая степень жестокости, те же властные приказы и угрозы расстрела при неповиновении. Самоуверенность и жестокость, которая так необходима главнокомандующим в подобной войне, показана в полной мере. Несмотря на то, что стратегическая составляющая все же впечатляет своей точностью, а вот техника, используемая в фильме - это что-то с чем-то. С Кировского завода вместо КВ постоянно выходят ИС-3, которые в Великой Отечественной Войне, признаться честно, не участвовали вообще. Они поступили на вооружение только в 1945 году. На такое можно не обращать пристального внимания, но когда ты понимаешь, что авторы обманывают, становится не по себе. То же самое можно сделать, если наградить советскую армию автоматами Калашникова, а немцев винтовками М-16. Кстати, столь «славная» традиция в отечественном кино взялась не на пустом месте: в «Екатерине Ворониной» половина уходящих на фронт в 1941 бойцов вооружены как раз АК-47
ИСы немного уравновешивают появление в кадре немецких танков. Со стороны врагов вообще на поле боя выходят машины Т-55 и Т-34-85, что абсолютно сносит крышу любому фанату военной техники тех лет. Конечно же, выпущенные в восемьдесят пятом году супертанки не могут появиться в то время. Казалось бы, зачем такая вольность со стороны авторов? Непонятно. Кажется, нужно было создать хорошую картину о войне, достоверную, а имеем это. Отмечу, что указанные отечественные танки чуть не вдвое больше немецких начала войны, оснащены длинноствольными пушками (каковых у немцев тогда не было), а все это работает на визуальный образ невероятной мощи «фашистов» против миролюбивых советских людей с пушками калибра 45 мм и стародавними «трехлинейками» (хотя пехотные части начала войны массово имели на вооружении самозарядки СВТ).
В итоге, становится неясно, а что в сериале нам вообще хотели сказать. Воюют на непонятной технике, с ненастоящим оружием. Быть может, и война тоже не такая уж и настоящая. Тогда к чему вообще этот сериал?