Уже много лет собиралась посмотреть Декалог/Dekalog, 1988-1989, Кшиштофа Кесьлевского и вот наконец собралась, в промежутке, правда, посмотрела один из фильмов, немного сокращенная версия которого затем вошла в Декалог, - «Короткий фильм о любви». Наверное, многим известно, что Декалогом называют Десятисловие, известное людям как десять заповедей, которые и обыгрываются в этих фильмах.
О впечатлениях. Фильмы мне понравились. Снято всё без излишней зауми, все герои — простые люди, как выясняется, некоторые из них даже живут в одном доме и отдельные сюжеты упоминаются в фильмах, иногда впрямую в виде рассказа, как в восьмом фильме, иногда просто намеком или мы видим знакомое лицо (как парень с почты). Есть и один малозаметный персонаж, присутствующий во всех фильмах. Кто он? Иногда мы видим, как он пытается удержать персонажа от его поступка, качая головой, но всё это только намеками. Характерно то, что фильмы не имеют названий, они так и называются — Декалог 1, 2 и т. д., т. е. зритель должен сам догадаться, о чем ему хочет сказать автор. Фильмы, конечно, прежде всего о людях и об их взаимоотношениях и поступках, о том, как они нарушают эти заповеди, и чем при этом руководствуются, иногда вполне благими намерениями, как, например, тот врач, который поклялся женщине в том, что ее муж умрет с целью удержать ее от аборта и сохранить ребенка, поскольку ребенок был не от мужа, но там всё закончилось хорошо. Некоторые истории трагичны, практически все драматичны, последняя трагикомична, но по поводу всех можно сказать, что они вполне жизненны. Однозначно могу рекомендовать всем, кто еще не смотрел, к просмотру.
Кесллевский сумел таки внести вклад в мировую культуру своей кинокартиной на библейские мотивы. Да, очень непросто создать такую обширную и глубокую картину, которую еще и высоко оценили бы в Европе. Кеслевскому во Франции предоставили солидный бюджет, на который тот сумел снять отличный проект "Три цвета". Для человека, который вырос в социалистическом обществе, такая работа - настоящий прорыв.
Очень много хочется сказать про Декалог, очень много хочется написать. Этот сериал состоит, ни много ни мало, из десяти новелл, которые отличаются друг от друга по смыслу и сюжету. Вообще, весь проект снят неоднозначно, неровно. Какая-то новелла получается у автора очень хорошей, а какая-то наоборот - крайне спорной и невероятно скучной. Однако, нельзя отрицать и того факта, что все новеллы вышли своеобразны, оригинальны, самобытны. Здесь говорится о всем то, что повествуется в церковных книгах запутанно и непонятно. Автор дает свою простую интерпретацию и объясняет, почему человек в той или иной ситуации идет на нарушение заповедей... Мы вместе с персонажами попробуем понять, что толкает нас на совершение плохих поступков и на что мы готовы пойти ради прощения.
Как я уже упоминал, повествование ведется очень легко, медленно, постепенно раскрывая очень сложную тему. У подобной работы Мела Гибсона все было как-то затянуто. Здесь же, стоит отметить, режиссер делает все крайне профессионально, не навязывая своему зрителю мнения, а лишь показывая реальное обстоятельство дел. Мне кажется, это достойно уважения.
Вообще, чтобы снять такое кино, надо быть сильным человек. Нет, не физически, а духовно. Именно у Кеслевского был такой мощный дух, поэтому у автора и получилась столь выдающаяся кинокартина. Теперь его труд будут помнить все и все будут долго обсуждать каждый эпизод. Что приятно, появляются последователи, подхватившие упавшее знамя мастера. Да, мастерства им пока не всегда хватает, но сам Кеслевский начинал с документалок и кто знает, вдруг из этих режиссеров в дальнейшем выйдет толк.
Спасибо огромное за Декалог...правда, спасибо! Теперь и я после просмотра этого фильма как-то осознал свою духовность и осмыслил все, что должен был. Небольшое чувство ностальгии и грусти...Это очень хорошо...хорошо, что есть такие произведения искусства.
Серьезное, вдумчивое произведение искусства. И это не преувеличение, действительно – произведение искусства. Несмотря на то, что «Декалог» был снят 20 лет назад, он со временем не потерял ни капли актуальности. Этот сериал нельзя смотреть «вполглаза», он требует полного сосредоточения и абсолютного внимания к каждой детали, появляющейся на экране. Всего 10 часовых серий, но каждая наполнена высоким смыслом. Каждая посвящена одной из Христовых Заповедей, которые в картине показаны через простые и привычные для всех нас ситуации
Каждая серия таит в себе некий потаенный смысл. Эти те самые истины, о которых мы слышим каждый день, но не придаем им значения. Показанное на экране заставляет всерьез задуматься, оценить собственные поступки, и спросить самого себя «А правильно ли я поступаю и живу?» По большому счету, это трудно назвать сериалом в классическом смысле. Серии не связаны между собой и являются вполне самостоятельными картинами, со своим началом, развитием сюжета и концовкой. Кстати, у многих не получается смотреть больше одного фильма в день. И не потому что они скучные. Нет, напротив. Просто каждая серия «Декалога» рождает внутри такие эмоции, которые хочется как следует пережить и испить их до конца, прежде чем включить продолжение. Ну, а общее понимание увиденного у каждого, естественно, свое.
"Декалог"...или по другому -"Десять заповедей" - это польское кино от Кшиштофа Кеслевского. Здесь режиссер вновь прибег к помощи его постоянных партнеров Кшиштофу Писивичу, прекрасному сценаристу, и композитору Збигневу Прейснеру. Еще одной особенностью режиссера можно назвать подбор операторов. Их ни один и ни два. Каждым эпизодом занимался отдельный человек. Перед нами предстают абсолютно разные истории, раскрываются человеческие характеры.
Десятисловие играется очень неожиданно, поэтому каждая серия оставляет горькое послевкусие. Пятьдесят минут времени порой не хватает, чтобы полностью показать переживания людей, которые поставлены в непростую ситуацию. С первых же серий мы ощущаем, как наше сердце кровью обливается и сдавливается от боли. От таких эмоций мы уже не обращаем внимания на некоторые киноляпы и религиозную составляющую. Чем больше смотришь, тем больше сочувствуешь героям, тем ироничнее становятся самоцитаты, тем тяжелее и тяжелее каждая минута, даже смешные моменты и вымышленный голландец не способны избавить нас от душевной тревоги.
Актеры сумели своей игрой усилить эффект нагнетания. Мне очень понравился Януш Гайош, а также порадовало появление Богуслава Линда. Многие другие актеры тоже произвели на меня приятное впечатление. А если заново пересматривать все эпизоды, начиная с первого, то заново замечаешь краски, которые раньше не успевал уловить. Но авторы делают один очень разумный шаг, чтобы высвободить своего зрителя из напряжения и шока. Умелые и харизматичные актеры Ежи Штура и Збигнева Замаховски играют в сценки с прекрасным черны юмором. Говорить подробно о каждой серии считай раскрывать сюжет и спойлерить, поэтому возможно лишь легкими набросками описать, точнее напомнить тому кто смотрел, об этих проникновенных историях.
01. Не сотвори себе кумира о мальчике на катке
02. Не поминай имени господа бога в суе о дилемме верующего врача
03. Чти субботний день о необычной встрече рождества
04. Почитай отца и мать свою о влекущем запечатанном письме
05. Не убий об убийстве соответственно (более полная версия выпущена под названием «Короткий фильм об убийстве «)
06. Почитай пожилых о подглядывающем (в дополненной версии «Короткий фильм о любви «)
07. Не укради о молодой матери (что интересно, на скрижалях эта заповедь относится исключительно к похищению человека)
08. Не лжесвидетельствуй об отголоске войны
09. Не прелюбодействуй или Не возжелай жены ближнего (запланирован был и полный вариант, как «Короткий фильм о ревности «; но увы)
10. Не возжелай добра ближнего о коллекционерах марок