Ничего особенного про польское кино сказать не могу. Не могу назвать его или плохим, или хорошим, потому что очень мало фильмов посмотрел. Да, их кинокартины не так популярны, как голливудские, например. Однако, сейчас их нередко показывают в различных странах. Вот мне попался сериал "Ставка больше чем жизнь". Я с огромным любопытством посмотрел первые серии и понял, что кино в Польше далеко пойдет!
Первое, что очень привлекает, это логичный и глубоко проработанный сюжет.
Поляк в немецком концлагере сбежал, убив при этом охранника. Он добирается до советской границы, где его, естественно, задерживают представители красной армии и пытаются понять, кто он такой. Поляка рекрутируют и делают разведчиком под видом немецкого офицера Ганса Клосса. Он, оказывается, на него очень очень похож.
В первых же эпизодах поляк внедряется в тыл врага и передает советским военным информацию через своих помощников. Его раскрывают, но тот имитирует смерть и снова выдает себя за того же Клосса. Далее каждая серия представляет собой отдельный сюжет, которые связывает только одно годы войны. т. к. в сериале события происходят от начала до конца войны. В принципе, хочу сказать, сюжет неплохой, необычный. Отличается от сюжета советских фильмов о Великой Отечественной.
Отдельного внимания заслуживают и актеры! Их немного, но основные - Станислав Микульский в роли Ганса Клосса и Эмиль Караевич в роли Германа Брюннера. Других актеров можно замечать из серии в серии.
На мое удивление, Станислав Микульский продемонстрировал отличную игру! Ему сейчас, кстати, ужа далеко за восемьдесят лет, но он все равно продолжает актерскую карьеру. Внешне он так похож на молодого Ганса. Наверное, о Станиславе можно сказать то, что его не берут годы...
Отличный сериал...отличный сюжет...отличная атмосфера и герои! Браво, польские режиссеры!
Фильм, конечно, интересный, захватывающий. Да и кто у нас в стране не любит фильмы про Великую Отечественную войну, особенно про разведчиков? Достаточно вспомнить, какой народной любовью овеян тот же Штирлиц. И не важно, что «Ставка больше, чем жизнь» снят не российским кинематографом (хотя правильно сказать советским). С Польшей мы в то время очень даже дружили. Плюс не стоит забывать, что картина вышла на экраны телевизоров в далеких уже 60-х, после окончания войны прошло всего ничего, и все подобные экранизации воспринимались населением на ура. Да и сегодня фильм не теряет актуальности и вполне смотрибелен.
Другой вопрос, что когда пересматриваешь его сейчас, замечаешь очень много исторических неточностей. Для тех, кто не очень хорошо знаком с историей, это может и не критично. Но для людей знающих, такие киноляпы нет-нет, да и бросаются в глаза. Правда, создается ощущение, что на подобные исторические авантюры пошли осознано. То ли хотели придать сериалу художественности, все-таки это не документальная картина. То ли тут свою роль сыграли тогдашняя идеология и цензура. Возможно, детали были не так важны, как показать, что все фашисты – сволочи, а все красноармейцы – герои. Что, в принципе, очень даже удалось сделать.
Ну, например. Не понятно, выходцем из какой разведки и из какого управления был главный герой, прежде чем начал работать в тылу врага. В фильме говориться лишь, что из советской. Но в СССР было несколько разведывательных ведомств. Это и НКВД, и военная разведка, и контрразведка. Понятно, что для простого зрителя разница невелика, но, тем не менее, она есть и весьма существенная.
Очень тонкий момент – это сотрудничество Польши и СССР. Главный герой же поляк. А поляк в советской разведке вызывает, если не вопросы, но толику сомнения. Дело в том, отношения были непростые. Польша до последнего момента тоже не знала, с кем в итоге окажется – то ли с Германией, то ли с СССР. А потому просто так обмениваться ценнейшими кадрами вряд ли было резонно.
Очень много вопросов по женщинам офицерам СС. И этим грешит не только данная картина, но и многие другие. Ну, не служили представительницы слабого пола в этих карательных отрядах. Вернее так, их иногда допускали на должности секретарш или связисток. И то это было распространено только в начале Второй Мировой войны, когда мужчин в армии не сильно хватало, и их нужно было освободить от данных должностей. Женщины в фашистской Германии еще часто привлекались к охране концлагерей и тюрем для уголовников. Кстати, там они прославились такой жестокостью, что многие мужчины по сравнению с ними покажутся невинными ангелами. Но в верхушке командования СС никаких женщин не было и быть не могло! Поэтому, когда героиня в сериале говорит: « Я в СС с 37 года», это выглядит немного нереально.
Есть другие исторические ляпы, но повторюсь, картина от этого хуже не становится. Её можно и нужно смотреть.
Три дня своего бесценного отпуска посвятил тому, чтобы посмотреть польский сериал "Ставка больше, чем жизнь"! Хочу сразу же приметить маленькое недоразумение, что название-слоган так нигде и не прозвучал на протяжении всего фильма не из уст героев, не из надписей где-нибудь. Столько времени прошло с того момента, когда этот сериал впервые крутили по телевидению. Мне было 7-8 лет, когда он был безумно популярен на ТВ. Но в том возрасте я совсем не мог понять всей прелести этого сериала, я смотрел его лишь потому, что был очень влюблен в главного героя красавца Клосса-Махульского. Но уже сейчас, когда я в возрасте, обожаю этого персонажа и самого польского актера. Раз у меня возникают такие чувства, то я с уверенностью могу сказать, что сериал прошел проверку временем.
Как ни крути, что ни говори, как ни возмущайся, но стоит признать, что именно этот польский, как и многие другие венгерские и польские сериалы, показали нашему советскому кино, как надо правильно выстраивать концепцию сериала. В это время наши кинематографисты не умели делать таких качественных проектов, находясь будто под "Железным занавесом". А польские умельцы, как и другие европейцы выпускали в свет качественный продукт, которого так ждала публика. Поляки, если честно, насмотрелись на пример Американцев и западных европейцев и переняли у них умения,а мы уже переняли у поляков. Но о какой же концепции мы ведем речь? Во-первых, серии длятся не дольше одного часа. Во-вторых, принцип построения отдельного сюжета в каждом эпизоде. В-третьих, предельная динамичность, которая не должна идти в ущерб актерской игре и сюжету.В-четвертых, к фильму должен быть придумана хитовая заставка и запоминающаяся музыкальная композиция. (именно увертюра, поскольку она показывает всю разноплановость действий, драматургии, и здесь Ежи Матушкевич просто всех зомбировал услышав его «позывные», все бросали дела и бежали к телевизорам). Вот потому-то появившиеся на наших экранах в то же время отечественные (и гораздо более глубокие по содержанию и драматургии!) картины «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Сатурн»
» настоящими сериалами считать нельзя. Это (как правильно писали тогда в титрах и телепрограммах) «многосерийные художественные фильмы». И только в 1973-м году появился самый настоящий советский сериал «Семнадцать мгновений весны».
Так..что-то я уже начинаю читать лекцию, а не писать отзыв. Вернемся к "Ставке". Очень меня поражала в свое время скорость съемки сериала. При этом, картина не теряла своего качества и добротности: посмотрите сами, ведь перед нами беспрецедентная студйная озвучка, непревзойденная операторская работа, прекрасная игра актеров и непредсказуемый сюжет. Как же поляки пахали, чтобы выпустить на свет этот шедевр!
Что хочется выделить из "Ставки"... В этом сериале множество красивых полек, и блондинок, и брюнеток, которые красуются перед аудиторией с различными прическами, которых явно не было в сороковые годы. В одной из серий, кстати, девушка одета вообще в джинсовую рубашку! Разведчик Клосс в таком прекрасном окружении не теряется, он даст фору нашему настоящему Джеймсу Бонду! Что любопытно: за весь сериал советские военные (которые и «пригрели» сбежавшего из концлагеря Янека и чьи задания он по идее и должен был выполнять) присутствуют только в первой серии, а до конца действуют одни поляки, даже в конце 45-го. Как тогда наши ехидно шутили об этих сериалах: «Это о том, как поляки выиграли войну». Гитлер взял Польшу очень быстро, но поляки не сдавались до последнего, то и дело партизанили на своей территории до конца сорок пятого. Теперь все мы знаем, что они были хорошими вояками.