На мой взгляд, роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - единственная книга, которая честно заработала Нобелевскую премию по литературе. Перед нами величайшая эпопея, которая расскажет нам о трагедиях войны империалистического строя и гражданского народа. Но перед режиссером перед съемками встает вопрос: а как показать на экране все то, что написал в своем великом произведении Шолохов?
Задача очень не простая. Наверное, невероятно так взять и перенести столько событий в один фильм. Как ни странно, но Герасимову удалось за три серии рассказать обо всех событиях романа Шолохова. Кстати, С.Бондарчук тоже нашел выход, но сделал упор только на военном повествовании, урезав до минимума историю мирного времени.
Сергей Герасимов же решил пойти по стопам Шолохова. Он сначала рассказывает о событиях Мировой войны, а потом переключается на Гражданскую. Все те жуткие образы военных действий, что были в книжном варианте, переходят теперь и на экран. Герасимов оставляет ключевые моменты романа в своем трехсерийном фильме, опираясь на самые важные моменты в истории Михаила Шолохова. Например, в отличие от Бондарчука, Герасимов решает показать только основные события военных столкновений, где гибнут, например, Анна и Петро. Основное же внимание уделяется Мелеховскому двору, нежели каким-либо другим сценам экшена.
Быт казачьего сословия реконструирован в фильме 1957 года с потрясающим вниманием к каждой детали. Это первый действительно интересный момент. Второе личный контроль над созданием картины самого Шолохова. Такое, согласитесь, бывает редко. Все-таки я бы хотел привести в пример несколько моментов, которые, как мне кажется, выполнены не лучшим образом:
1. Григорий Мелехов, а точнее актер, исполняющий этого героя, не подходит по возрасту. Глебов вполне смотрится органично, ведь у него за плечами огромный актерский опыт. Это сразу же бросается в глаза. Но все же чувствуется разница в возрасте, которая,кстати, у некоторых других героев тоже прослеживается.
2. Вмешались в съемку и общие условности пятидесятых годов. Местами актеры, прямо скажем, переигрывают. Но в то время это было вполне нормально. Немного смущает звуковое сопровождение. Звучащий за кадром оркестр порой очень не кстати.
3. Из литературной тетралогии получалась кинематографическая трилогия. Многое пошло под нож, и этого многого безумно жаль. Есть здесь и тот же минус, что и в «Войне и мире» пояснения по ходу действия минимальные, и некоторые места и персонажи просто ставят в тупик своим появлением. К счастью, таких моментов очень мало, и кино смотрится хорошо.
"Тихий Дон" - это просто отличный фильм, который стоит посмотреть всем и каждому. Наверное, ни одна другая экранизация не сравнится с тем, что сделал Сергей Герасимов.
Сразу же хочу предупредить заинтересованного зрителя, что данная рецензия просто пестрит разного рода спойлерами, поэтому не советую тем, кто не читал книгу или не смотрел фильм, читать мои мысли о данного произведении.
"Тихий Дон" Сергея Герасимова до сих пор не находит себе конкурентов в плане экранизации романа Михаила Шолохова. Три серии этого фильма очень точно передают все события книги, а самое главное, сохраняют ту неповторимую атмосферу, что когда-то была создана великим русским писателем. Перед нами кинокартина, которая расскажет историю России в тот период, когда рушатся многовековые устои, когда ломаются судьбы, когда человеческая жизнь теряет свою ценность. Зритель становится свидетелем жизни казачьей общины, узнает их быт и традиции.
В картине очень много персонажей, среди которых нужно выделить Григория Мелихова, которого играет, на мой взгляд, самый малоизвестный на время съемок актер Петр Глебов. Глебов, вроде бы, стар для этой роли, но при этом сумел отлично передать характер и образ Мелехова, показать трагичность судьбы героя. А судьба человека в данном произведении очень тяжела. Молодой Григорий оказывается на перепутье: он влюбляется в замужнюю женщину Аксинию Астахову, ради которой способен бросить всех на свете.
Элина Быстрицкая отлично выглядит в образе Аксиньи Астаховой. Кстати, есть такая версия, что во время кастинга актриса буквально клялась режиссерам,что всегда мечтала играть роль волевой и сильной казачки, которая на все готова ради мужчины, которого любит. Наталью же играет Зинаида Кириенко, которая очень хорошо смогла передать главный женский образ страдающей жены Григория. О других актерах хочется сказать тоже лестные слова. Стоит отметить игру Даниила Ильченко, который играет Пантелея Прокофьича. В роли отца Григория он воплощает то, что ценят современные зрители. Пожалуй, Пантелей - единственный герой, который любит и умеет пошутить.
Сергей Герасимов оказался очень чувственным читателем. Он сумел понять все то, что хотел нам сказать Шолохов. Однако, ни один еще режиссер не сумел как следует экранизировать какой-либо роман или повесть. Перед всеми стоит одна и та же проблема - необходимость урезать сюжет. Да, иначе бы фильм затянулся очень надолго. Отметим, например, что во второй части книги большую роль в повествовании играет не Григорий Мелехов, а Илья Бунчук. Однако, в фильме его роль незначительная. Кстати, режиссер предпочел опустить отношения между Анной и Бунчуком, показав лишь вкратце их чувства. Но много ли потеряла современная аудитория от вырезанных эпизодов второй книги? Скорее всего нет, ибо в ней большое внимание уделяется революциям, чьи причины и следствия не являются интересными зрителю, тормозящие сюжет.
Очень правдоподобно и реалистично разыграны моменты событий Мировой и Гражданской войны. Все сцены баталий поставлены крайне качественно, хотя, казалось бы, к тому времени такое невозможно. Даже искушенный современными блокбастерами зритель способен оценить такой размах автора. Первый бой показан детально. Мы здесь можем оценить весь профессионализм работы художника, постановщика, ну и конечно же актеров. Кстати, убийство Петра не вызывает таких переживаний, какие оно же вызывает в поздней, но совершенно неудачной версии, Бондарчука. Герасимовым, как мне кажется, не до конца раскрыта тема переговоров между предводиителями донского казачества и красными. Однако, все эти недостатки ни коим образом не портят общий вид.
Однако, в чем же трагедия главного героя сериала? Наверное, перед нами трагедия не просто личности, которая оказывается по воле судьбы там, где не суждено быть. Авторы показывают нам историю целого поколения, которое погрязло в спорах и кровопролитии. Мелехов оказался одним из многих, чья судьба была искалечена жестокостью происходивших событий, чей путь истины вел во тьму, в утрату веры в народ и в себя. Фильм, как и книга заканчивается возвращением Григория к своему полуразрушенному войной дому, к родному сыну, почти единственному, кто остался у него из близких. Однако, кто скажет, стало ли спокойно на душе Мелехова после войны и революции? Станет ли жизнь мужчины такой же спокойной, как и течение тихого Дона...? Наверное, мы сами себе дадим ответ.
Приятного просмотра.
Мне непросто взять и написать свои эмоции и мысли о шедевральном фильме в рамках всего лишь одного короткого отзыва. Фильма "Тихий Дон" это несомненно касается.
Я считаю, что каждый автор, что берется за экранизацию произведения известного автора(а Михаил Шолохов настоящий мастер слова и мысли, поэтому его роман можно назвать поистине культовым)просто обязан сохранить в фильме все тонкости и особенности сюжета и основной идеи романа. Если же фильм по книге производит такое же впечатление, как и сама книга, то он удался. У меня, например, некоторые моменты в сериале вызвали такие бурные эмоции, что, мне показалось, они переданы лучше, чем в книге. Но я расскажу обо всем по порядку.
Наверное, стоит сказать несколько слов о соответствии картины с книгой. Что же, все оказалось снять абсолютно точно, что не может не радовать. Отличную атмосферу поддержали создатели - чувствуется, что фильм не от сценаристов, а от великого писателя. Съемки же проходили в ростовских станицах, там, где на самом деле происходили основные события гражданской войны. Мне показалось, что создатели сумели преуспеть и в выборе актерского состава. Как ни странно, но, читая Шолохова, я представлял себе героев именно такими, какими они изображены здесь. Сыграли актеры безупречно, бесподобно, гениально. Причем такие слова можно сказать о каждом персонаже. даже о том, что исполняет эпизодичную роль. Станиславский бы точно сказал: верю! Я начал смотреть сериал и моментально забыл о том, что смотрю на актеров, а не на реальных людей. Я так проникся атмосферой, что уже не мог поверить, что все люди на экране не настоящие донские казаки. ЗА такую работу нужно памятник поставить гениальному режиссеру Сергею Герасимову. Какую он сделал, кстати, финальную сцену...ох..сколько я эмоций испытал от просмотра. Если вы смотрели, то отлично понимаете, о чем я.
Что же, давайте немного поговорим об актерах. Петр Глебов в роли Григория бесподобен. Ему удалось так показать своего героя, как никто бы не смог. Элина Быстрицкая сумела справиться с непростой ролью красавицы и роковой женщины. Мне понравилось, что создатели фильма углубились в историю и сумели воссоздать образ казацких женщин того времени.
Так почему же этот фильм стоит считать шедевром? Наверное, потому что в нем есть абсолютно все! Тут есть и любовь, и страсть, и борьба, и ненависть, и дружба, и предательство. От накала страстей сердце начинает биться очень быстро. Фильм создан так, чтобы не создавать лишнего контраста между "красными" и "белыми". Перед нами не политик, не военный, а простой человек, который пытается найти справедливость, правду в жизни, счастье и любовь. Мы сталкиваемся вместе с человеком со страшными реалиями Гражданской Войны, где брат идет на брата, а сын на отца. Кажется, что люди, живущие всю свою жизнь рядом, знающие друг друга с самого детства, никогда не смогут сражаться против друг друга. Однако,идеология и разные взгляды разорвали крепкие родственные и дружеские связи. Мы видим метания многих героев, мы видим растерянность людей. Однако, многие находят в себе силы оставаться людьми, несмотря на то, что условия, в принципе, не человеческие. Таким и пытался быть Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти правильный путь, но его, это правильного пути, просто не существовало. И жизнь жестоко отплатила ему за это его стремление. Гораздо легче было большинству других людей, не пытавшихся осмыслить весь ужас происходящего, а забив свою голову лозунгами, они оправдывали ими свои поступки, приводившие к уничтожению друг друга.
Непросто сесть и написать все в этом отзыве об эпопеи Михаила Шолохова и об экранизации Сергея Герасимова. Сильных сцен и в книге и в фильме очень много. Их можно обсуждать часами. На мой взгляд "Тихий Дон" - это величайший представитель нашего кинематографа. Настоящий фильм эпопея, настоящая экранизация, которую не стыдно показать своим детям. История расскажет нам о человеческих ценностях и настоящем мужестве. Браво создатели, браво актеры! Отличный фильм!