Первая Мировая война не сравнится даже со Второй… Дело в том, что это не просто война, это некая категория, которую нужно понять. Конец этой войны стал знаковым для всех людей, каждый человек жаждал вечного умиротворения, перенесшие войну были убеждены, что политики и чиновники преследуют человеческие цели. Но те были разочарованы тем, что война привела к всемирному сплочению. Это факт заставил руководство организовать Лигу Наций (подобие Организации Объединенных Нацих). Людей обманывают. В нынешней Европе до сих пор Первая Мировая Война сохранилась как событие, пропитанное наигранной меланхоличностью, и не любит вопросов. Ведь руководство опасается, что народ вспомнит происходящее, будет копать глубже. А когда война рассматривается как печальная мелодрама, то вроде она стирается на фоне современности, не дает оснований для оценки и сравнений. А ведь Первая Мировая Война была и войной информационной, кто-то знает как нужно врать.
«Галлиполийская история» сумела показать различные неприятные стороны и тона той кошмарной войны. И получилось выразить это в сериале не из-за за громадных средств (бюджет: одиннадцать с половиной млн. долларов, для формата военного исторического кино это немного) и не благодаря прекрасной режиссерской работе (режиссер, конечно, мастер).
Отразить так полно события получилось потому, что авторами сериала были те, кто помнит эти события в национальном понимании. Для австралийцев ужасная битва Галлиполи в первую очередь времена, когда создается осознание национальное, и ещё, как бы ни было то прискорбно, это втянуло Австралию в войну, где решались интересы других. Австралия в те времена формировала свои этапы прохождения как независимого государства, а сильными позициями обладала Англия. Из множества согласившихся ребят был сформирован Австралийский и Новозеландский армейский корпус (АНЗАК). Все они были высажены в Галлиполи, где были солдаты Индии, Франции и Великобритании. И они воюют не за Австралию, а за продвижение восходящего Черчилля и его коллег.
Но придти к этому суждено не сразу… тем временем, совершенно разные личности-корреспонденты: ищущий себя в жизни парень Филипп Шулер (Сэм Уортингтон); острый на слова писатель и любящий приключения Эллис Бартлет (Хью Дэнси); чтящий каноны и правила, специалист-педант Чарльз Бин (Джоэль Джексон), стали прямыми наблюдателями боевых событий, которые происходили в Галлиполи. А ещё эти ребята автоматически стали одними из тех, кто оказался в великом информационном обмане. Сначала журналистам виделись эти события как удачная возможность подняться на новый уровень и большая авантюра. Но война начала дарить не те подарки, а болезни дизентерию с кровавым поносом и гангрену, трупы, плавающие в море.
Уникальные сюжеты и факты, которые хотели донести журналисты, были агрессивно подвержены цензуре, которую продавила английская элита. В дома присылаются сообщения о выигрышных позициях, политики и высшее командование набирают очки, кто-то пробует виски… а кто-то вот-вот столкнется с противником, и им ничего неизвестно, как побороть обморожение, простуду легких и тиф. Именно нашими героями будет донесено зрителю всё, что происходило на самом деле, ближе к земле, чем возможно, в окопах, без пафоса и званых приглашений, где собирается элита, кушая изысканными приборами из серебра, без разговоров про боевой настрой и удачные стратегии.
В сериале есть ряд недостатков, которые возникли напрямую из-за недостаточного количества вложенных в фильм средств – это нехватка крупности картины, обрывистость в картине, а ведь это очень заметно при длительности-то чуть больше чем в 180 минут. Но эти недостатки настолько невинны по сравнению с достоинствами. Ведь сериал передал реальность и кошмар происходящего, когда без всякого смысла погибают тысячи военных. А сильнее прочувствовать атмосферу того времени позволяет контрастность, когда эпизоды с дизентерийных больных и грязи в Галлиполи переводят на вычищенные дорожки ковров, с замоченных кислых сигарет на приятные сигареты. И не менее страшны те события, когда решаются уже не вопросы как оберечь военных от отсутствия воды, а как скрыть действия известной фамилии в элитных кругах.
Стоит отметить, что режиссер Майкл Раймер не стал строить образы отрицательных героев по шаблонам, без всяких примочек: выросшие рога, матные острые словечки, употребление алкоголя в огромных количествах. Скорее герои важничают, это смотрится куда убедительнее. Порой сухость персонажей идет на преимущества картины в целом, это подчеркивает абсурдность происходящих событий. Выделить кого-то отдельно среди актеров не получится. Все вместе они создают целостность композиции сериала. А небольшая сцена с Брайаном Брауном гармонично вписывается сюжет.
Переведено название сериала неверно, но в целом оно корректно. Сериал о обыкновенных людях, которые оказались там, где нельзя быть ни добрым, ни злодеем, о тех, кем играли власти. Вроде бы после просмотра мы должны сделать вывод, что нам необходимо помнить историю и учиться у неё. Но есть и более глубокий вывод – учиться мы должны, но пропускаем всё мимо сердца и разума.