Израиль приятно удивляет. Проект просто великолепный. Такой,что хочется посоветовать всем и посмотреть еще раз. Очень хочется второй сезон теперь после просмотра первого глянуть, потому что проект по-настоящему необычный и очень интригующий. Для меня лично эта история показалась довольно своеобразной и очень оригинальной. Авторы сценария смогли создать атмсфоеру настоящей семейной драмы, в которой персонажи пытаются отыскать смысл жизни, пытаются понять свой путь в этом мире. Несмотря на то, что очень мало зрителей в нашей стране знают об этом проекте, он довольно известен среди аудитории западных стран. И там, к слову, ему ставят среднюю оценку - девять из десяти! Честно сказать, что я в шоке от такой высокой оценки, но не могу не согласиться с мнением зрителей - здесь действительно очень много положительных моментов, типа потрясающего сюжета, великолепных актеров, которые действительно отыгрывают ну просто прекрасно. Просто гляньте на героя Акиву Штиселя, который влюбляется в женщину, обремененную воспитанием ребенка, которая пытается сделать все возможное, чтобы прокормить ребенка и пережить потерю любимого мужа. Хоть прошло достаточно времени, героиня все равно помнит о своей любви, помнит о том, что ее связывало с другим человеком, но при этом остается открыта для общения и жаждет быть счастливой. Очень круто отыграны роли актерами. Действительно, здесь мастерство актерской игры прям зашкаливает. И, честно сказать, я в восторге от подобного рода проекта, ведь персонажи здесь естественные. Хочется отметить красавца Михаэля Алони, который сыграл Акиву Шитселя. Главный герой, который прекрасен. Героиня Неты Рискин играет важнейшую роль в сюжете. Она та самая Гити Вайс, которая становится главным объектом внимания персонажа. Нельзя не отметить потрясающую работу Ширы Хаас, потому что многие ругают детей на экранах за плохую игру. Эта исполнительница сделала все как надо. Ее роль получилась ну просто потрясающей. Есть еще в проекте Довале Гликман, человек, который выглядит очень мудрым и при этом расчетливым. Его образ чувствуется превосходно. В общем и целом, сложно назвать всех классных актеров в этом сериале. Каждый по-своему хорош. Именно поэтому вам нужно посмотреть эту израильскую драму. Потрясающая работа, которая, как мне кажется, действительно способна впечатлить зарубежного зрителя!
Давно не смотрела ни один сериал с таким наслаждением!
Очередной израильский шедевр. У них своя школа ни на кого не похожая.
Ортодоксальные евреи - это, как государство в государстве.
И нам приоткрыли завесу на их мир.
Прекрасно всё и сценарий, и режиссура, и игра актёров, прекрасен Иерусалим.
Сюжет затрагивает семью в несколько поколений.
Прадед отца главного героя приехал в Израиль из Минска и уже пять поколений они живут на земле обетованной.
С такой роднёй врагов не надо!
Смотрите сериал и наслаждайтесь.
Чтобы понять этот сериал, надо знать, чем была иерусалимская община на протяжении столетий. Евреи приезжали сюда в зрелые годы, скопив достаточно денег, чтобы посвятить остаток дней изучению Торы. Местные арабы так и называли их: бней мавет, сыны смерти. Приезжали из восточной и из западной Европы, из Марокко и Египта, из Ирака и Йемена. У каждой общины был свой квартал. свои дома учения и синагоги. Встречаясь на рынке белорусский и йеменский еврей разговаривали на лошн-койдеш, святом языке Торы, или на арамейском. языке Геморы. Эти языки очень похожи, но вот произношение у ашкеназов, восточных и сефардских евреев разное. И не всегда легко на слух разобрать, что говорят. Тогда они писали друг другу записочки. В Израиле принято сефардское произношение, и герои фильма говорят на нем. Но цитируют Тору и Талмуд (фильм наполовину состоит из этих цитат, что теряется в переводе) на ашкеназском диалекте. Это сразу создает колорит, а идиш (в этом фильме белорусско-литовский диалект идиш) создает атмосферу, знакомую мне с детства. Точно так же, когда бабушка с дедушкой не хотели, чтобы я понимал, о чем они говорят, они переходили на идиш. И так же моя мать понимала. а я уже нет. Теперь уже мы с женой переходим на русский, когда не хотим, чтобы нас поняли внуки. А дети - дети его понимают. Вот только идиш уже не знает никто. Постепенно положение дел менялось, не все евреи приезжали умирать, появилось много хасидов с семьями, да и "бней мавет" случалось не умирали, а заводили новые семьи и рожали детей. Старый город стал тесен для растущей общины, и в 1874 году иерусалимские евреи приобрели участок земли вне городских стен. За стенами было опасно, земля кишела разбойниками, и архитектор Конрад Шик спроектировал укрепленный квартал в форме каре, где длинные здания служили внешними стенами, и их прорезали шесть ворот. которые еще недавно запирались на ночь. Так образовался квартал Меа Шеарим, который неверно переводят как "Сто ворот", тогда как в Библии это означает меру "сам-сто", в сто раз больше пшеницы собрал Исаак. чем посеял. Такое название символизирует изобилие на Святой Земле. Практически все иерусалимские евреи получали денежные вспомоществования - халуку - из своих общин и от благотворителей. Специальные сборщики обходили еврейские местечки в Польше и России, собирали пожертвования. Никому не приходило в голову. что иерусалимские евреи должны трудиться в поте лица. Это был город-иешива, туда ехали изучать Тору, и лишь немногие евреи занимались необходимыми ремеслами - брили, шили, тачали сапоги. Но это были сефарды, жившие в этом регионе Оттоманской империи, а не ашкеназы, которые посвящали учению дни и ночи. Так продолжалось из поколения в поколение, и лишь в наши дни что-то стало меняться. Появились движения Поалей Цион, Тора ве-Авода, движение Вязаной Кипы. Их члены получают помимо религиозного профессиональное образование, служат в армии, занимаются политикой, наукой, не живут в старинных кварталах, расселились по всей стране. Среди ортодоксов их ныне большинство, они полностью интегрированы в общество. Но жители Меа Шеарим сохраняют свой образ жизни и занимаются только Торой. Все так же их содержит диаспора, но теперь они получают еще маленькие пособия на детей от государства. и с их небольшими потребностями денег хватает на скудную жизнь, которая показана в фильме. В Израиле такой же уровень жизни, как во Франции, выше чем в Италии и Японии, а у харейдим доход на семью как в Польше или России, а если считать душевой - еще меньше. Они живут в своем гетто, ненавидимые и презираемые окружающими, особенно выходцами из СССР. Советские евреи называют их пейсатыми паразитами и трясутся от ярости когда видят евреев, похожих на их дедов и прадедов. Комсомольское и партийное воспитание сделало свое. Я бы тоже наверное усвоил такое отношение, если бы не мой учитель. чье имя я не стану здесь назвать. Раввин в одиннадцатом поколении, многодетный отец, он работал преподавателем математики в иешива-тихонит - как бы сказать... школе-йешиве, где давали аттестат зрелости по общим стандартам, но половину учебного времени уделяли Торе. Конечно, это была двойная нагрузка. Но детям из религиозных семей к учебе не привыкать. В семьях у них культ учености, учатся все - взрослые и дети, молодые и старые, в наше время учатся девочки и женщины. Я увидел, какое золотое сердце и прекрасную душу имел еврейский народ еще сто лет назад. Люди в этом фильме - обычные люди, со своими недостатками и слабостями. Но они умеют понимать и любить друг друга, они способны раскаиваться, они не стесняются просить прощения. Нет семей лучше, чем в этой среде. Я ни разу не видел детской драки, не слышал ругани. Каждого малыша хочется приласкать, такие они чистые, славные. Семья с тремя детьми - редкость. счет начинается с четырех. В их маленьких тесных квартирках царит любовь, а когда приходит суббота - спускается удивительный счастливый покой. Там я начал понимать. что такое радость Торы и радость жизни, не омраченной страхом смерти, страхом перед будущим. Ибо на все Господня воля. Но попасть в этот мир извне невозможно. В нем надо родиться. Легко присоединиться к более современным общинам, у которых тоже есть свои школы и даже университет, школы и иешивы, в том числе военные, для срочников. которые отбывают воинскую повинность не три года, а пять, сочетая службу с учебой. Но все это - современные люди. А харейдим - светоч и храм еврейского прошлого. Одеждой и бедностью они похожи на амишей, но амиши не посвящают жизнь учебе, а харейдим не гнушаются ни современной техникой, ни технологией. Самые красивые женщины живут в Меа Шеарим, потому что они чисты, целомудренны, преданные жены и матери. В этой жизни не демонстрируют страсть, но она есть, супруги до глубокой старости сохраняют влечение, их половая жизнь долго не угасает. Этот фильм снимали в знакомых местах, я жил совсем рядом, каждый день шел пешком в иешиву, и так продолжалось почти год. Учитель заменил мне отца, исцелил мою душу, благословил мой труд - и я стал приносить своим трудом благо, а не только зарабатывать деньги. Конечно, за благо платят меньше. Но если прибавить радость души, творящей добро, то ущерба не ощутишь. В заключение скажу, что этот сериал знаменует поворотный момент. Сто лет из израильской культуры (включая эпоху британского мандата) изгоняли иудаизм. Сто лет харедим прятались и вздрагивали, когда их касалась чужая рука. Сто лет над ними только потешались и издевались нахлынувшие из Европы не религиозные евреи-социалисты. а затем и евреи из СССР. И вот наконец тоненький ручеек пробился из гетто в мир, принес сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор, еврейский ум (обратите внимание, как хитроумны все персонажи). Есть в этом сериале нечто от плутовского романа, от ласковой насмешки над самими собой, от еврейской самоиронии, но это также семейная сага, рассказ о неведомой миру повседневности наших дней. Если этот ручеек окрепнет, мир вскоре увидит расцвет израильской еврейской культуры. Не монстров евровидения, не инфернальные изыски, а этот чудесный тайный сад, который хранит в себе Народ Книги. И может быть мир захочет. чтобы люди в нем снова стали такими, какими их сотворил Всевышний. Сказать проще - этот фильм пробуждает в зрителе желание любви и раскаяния. А в еврейской душе еще любовь к Богу и своему народу, Израилю.
Посмотрела израильский сериал "Штисель" (2013 - 2016, 2 сезона по 12 серий), который был у меня в закладках и о котором в положительном ключе упоминала живущая в Израиле моя знакомая. Это первая режиссерская работа Алона Зингмана, в двух самых главных ролях снимались актеры Довале Гликман (Шулем) и Михаэль Алони (Акива). Фильм рассказывает о жизни ультраортодоксальных евреев, проживающих в отдельном квартале Иерусалима, что для меня оказалось весьма интересным, т.к. что-то про них я, конечно, читала, но как-то плохо себе представляла, как это выглядит в натуре. А оказалось, что выглядит весьма необычно, такое в наше время даже трудно себе представить. Современная жизнь все-таки порой задевает их, какие-то атрибуты они себе уже позволяют, но в то же время изо всех сил соблюдают традиции. Во вполне современном городе идет своя параллельная жизнь этой довольно странной на первый взгляд и довольно большой группы людей, придумавших для себя когда-то эти свои правила, делающие и без того не очень простую человеческую жизнь еще гораздо более сложной. Чем они явно не сильно отягощены, так это работой, для мужчин практически главное занятие - это изучение Торы, чем многие из них занимаются всю жизнь, сначала учат, потом преподают и так из поколения в поколение, для женщин главное занятие - это рожать и воспитывать многочисленных детей и вести домашнее хозяйство.
Основные герои фильма - это семейство Штиселей, большая часть сюжета отведена недавно овдовевшему отцу семейства Шулему и его младшему сыну Акиве, который сильно отличается от остальных членов семьи своей еще большей оторванностью от жизни и прекраснодушием, поскольку оказывается, что его привлекает рисование и живопись, что совсем не приветствуется у ортодоксов. Старший Штисель - довольно противоречивая натура, с одной стороны он озабочен тем, чтобы женить сына, заботится о нем и о своей престарелой матери, и о других детях и внуках, с другой стороны, порой ведет себя крайне деспотично, не гнушается элементарного вранья, иногда совершает довольно неблаговидные поступки. Иногда даже делает попытки найти себе новую жену, т.к. любит вкусно поесть, но в душе он все еще предан своей умершей жене и ничего у него из этого не получается. И другие члены семьи ведут себя тоже не всегда безупречно по отношению к своим близким, хотя и руководствуются вроде бы строгими правилами, предписываемыми им религией. Таков и младший брат Шулема Нухем, на мой взгляд, так просто жуликоватый тип, склонный к подлости, 15 лет живущий в Бельгии и заявляющийся только на похороны матери, тут же дав понять о наличии у него вполне меркантильного интереса. Братья между собой нередко конфликтуют. Непросто приходится Акиве, вынужденному лавировать между требованиями религии, от которых он иногда отвлекается, что приводит его в самого в ужас, и своими чувствами, между ультиматумами, выдвигаемыми ему родственниками, и тягой к искусству, которой потворствует владелец местной картинной галереи, продвигающий его. К концу второго сезона нам вроде сделали намек на счастливый конец, но мы не можем быть уверенными в том, как в дальнейшем будут разворачиваться события, не учудит ли снова что-нибудь его отец, который и в этот раз ухитрился отличиться.
Фильм мне понравился, хотя не могу сказать, что сценарий был уж очень хорошо проработан и безупречен, некоторые сюжетные линии не доработаны и повисают временами, как говорится, не собирались показывать, не надо было и начинать, но тем не менее, смотреть было интересно, получилась весьма качественная драма, некоторым героям которой сочувствуешь. Актеры тоже мне понравились. Если кого-то заинтересовала тематика, то рекомендую посмотреть.
Один из лучших фильмов, что я когда-либо видела. Он рассказывает историю - точнее, истории одной семьи, и рассказывает не как в каком-нибудь полнометражном фильме, где мы видим лишь какой-то небольшой эпизод из жизни. Этот сериал показывает нам всю жизнь, какая она есть. Это живое кино, по-другому не скажешь. Каждый персонаж показан как Человек. Здесь нет героев и злодеев. Есть люди, с их характерами, ценностями, надеждами и слабостями. И, конечно же, с их верой. Не буду раскрывать интригу, но скажу лишь, что конец второго сезона растрогал меня до слёз. Этот фильм не просто об ультраортодоксах. Это фильм о Любви. Здесь раскрываются очень важные жизненные вопросы. О том, кто мы есть и ради чего мы живём. О том, что по-настоящему ценно. Можно не разделять стереотипы ортодоксов, но этот фильм ценен тем, что в нём мы видим не просто людей, которые нам чужды по менталитету, которых мы можем назвать странными или осудить за их ограниченность. Здесь мы видим людей, в которых узнаём себя, которым сочувствуем, которых понимаем. В сущности, несмотря на все различия, все мы Люди. И этот фильм об этом.
Израильский сериал «Штисель» посвящен ультраортодоксальной семье, образу жизни ее, тому, как живут члены этой семьи, как складываются их отношения внутри семьи и с окружающими. Алон Зингман, режиссер этого проекта остался доволен тем, как аудитория восприняла сериал, даже те, к кому он собственно и обращался - ультраортодоксальные общины прониклись сериалом, мелодии из него даже были настолько приняты ими, что звучали во время свадебных обрядов, как признал создатель в интервью. Такой успех его порадовал больше всего, ведь это честь, что такие люди смотрят сериал. Над созданием проекта трудились два сценариста, у которых харедимские корни. У сериала большая зрительская аудитория и популярность не снижается, сериал продолжают смотреть, хоть и премьера его состоялась давно – в 2013 году. Авторы проекта ставили перед собой задачу продемонстрировать без всяких выдумок, приукрашиваний, реалистично ультраортодоксальную жизнь. И у них это получилось, судя по такому успеху и интересу со стороны этой публики. Индурски мир харедим близок, он сам из него, его частичка, детство прошло в иерусалимском районе Гиват Шауль, учеба – в известной ешиве «Поневич», потом ему довелось продолжить получать образование в иерусалимской школе кино и телевидения «Сэм Шпигель».
Сериал «Штисель» показывает, что ультраортодоксы такие же люди, как и все, что им не чуждо испытывать эмоции, любить детей, заботиться о внуках, жить простыми человеческими истинами и ценностями. Религиозные обычаи этому не препятствуют, впрочем, как и влюбленности. И эти люди вполне могут уживаться с теми, кто не говорит даже с ними на одном диалекте. Хватает и юмористических моментов. Телевизионная драма получилась интересная и увлекательная, даже для тех, кто никогда не вдавался в подробности жизнь ультраортодоксов!