Фильм 'Союз Спасения' многих разочаровал, а флагманский обзорщик России разнёс его в пух и прах. И было за что: несмотря на запоминающийся визуал, костюмы и операторскую работу, рваный скомканный сюжет фильма не давал ему остаться в памяти. Да и в принципе сложно уместить событие такого размаха в пару часов киноленты.
К счастью, 'Союз Спасения' восстал из пепла, но уже в виде сериала, как изначально и задумывался, ибо сериальная форма - единственная, которая подходила для истории Декабристов.
Сериал 'Время Гнева' в сумме на две головы лучше фильма. Это уже не нарезка красивых, но невразумительных диалогов и событий, мундиров и бакенбард безымянных героев, а полноценное последовательное повествование, развитие сюжетных линий. Наконец раскрываются характеры и мотивы героев, а действующих фигур, в свою очередь, становится в несколько раз больше.
Герои перестают просто мельтешить и принимать хаотичные решения: теперь зритель может видеть становление их взглядов, возрастание внутреннего бунта в декабристах, и наоборот - чем мотивируются представители реакционного государства (хотя мотивы у вторых раскрыты слабее).
Повествование в сериале совершенно не скомканное, визуальная составляющая держит планку фильма, особенно костюмы и интерьеры - мой поклон создателям. В сериале играют хорошие актёры: Мадянов, Безруков, в роли Сперанского Максим Аверин смотрится отлично.
Спецэффекты раз на раз не приходятся: то мыльные, то на самом достойном уровне. В любом случае, их тут очень мало, а вот с пейзажами и операторской работой всё в полном порядке.
Актёрская игра, надо сказать, сильно разнится: Милорадович, Александр, Сперанский, Аракчеев и ещё ряд актёров старшего поколения играют хорошо и на совесть. Группа Декабристов в плане актёрской игры - среднячки (лучше всех даётся роль Леониду Бичевину, он же Мурьавьёв-Апостол, Прилучный-Пестель играет от серии к серии, Рылеев переигрывает всё время, кроме первого появления), женские роли почти все слабые.
Некоторые персонажи упрощены и показаны очень плоско. Брат императора Константин предстаёт в образе дёрганого невротика. От всей неоднозначности исторической фигуры Павла Пестеля оставили одну-единственную идею - он фанатик, крут нравом и готов на жертвы, всё. Далее это мусолится из серии в серию.
Унаследовал сериал от фильма и тягу к ненужным и неинтересным персонажам, сюжетные линии которых ни к чему не ведут и имена которых ты забываешь через пять минут после их представления, даже если таковое было. Любовной линии Муравьёва-Апостола уделили больше времени, чем в фильме, но про неё всё так же забываешь, вне, собственно, сцен признаний и поцелуев.
От фильмы остался также и изъян в виде слабой контекстной части, исторического экскурса. Ничего не сказано о разных манифестах декабристов, где идея конституционной монархии Трубецкого соседствовала с прото-социализмом Пестеля), почти не показаны условия жизни в Империи в те времена (действие почти не показывают вне разных дворцов и казарм, весь сериал - мундиры, эполеты и нарядные залы). То есть, весь сериал декабристы твердят, что всё надо менять, что 'страна больна' и жить так больше нельзя, а что менять и как именно нельзя жить - не ясно, потому что абсолютное большинство главных героев живёт более чем хорошо, а лапотные просторы показаны только в первой серии мельком.
В сумме сериал искупил огрехи фильма и пополнил современный российский кинематограф совсем неплохой экранизацией Декабризма.